Синтезаторы и эффекты


Синтезаторы и эффекты (Краткий обзор и критические замечания)

Статья посвящена достаточно новой области в сфере компьютерной музыки. В ней автор попытался дать оценивающую характеристику всех известных на данный момент ему синтезаторов и эффектов формата VST(VSTi) и DX(DXi). Статья выражает лишь мнение автора и не претендует на полноту охвата и глубину изложения. Автор будет благодарен всем читателям за критические замечания и предложения, которые следует направлять по адресу: blow@smtp.ru. Статья будет полезна для всех людей занимающихся электронной музыкой и использующих описанный выше инструментарий.

Введение

Долгое время в сфере компьютерной музыки лидировали WAV семплы и инструменты трекерных форматов Xi ITi, суть которых заключалась лишь в расстановке зон влияния Wav файлов. С развитием Компьютерной индустрии всё чаще начали появляться инструменты, которые можно было бы подключать к компьютерам, это были как "живые" инструменты (например гитара), так и синтезаторы, тогда и появилась потребность в протоколе передачи данных от инструмента, этим протоколом позднее стал MIDI. С развитием звуковых карт всё чаше стали появляться так называемые MIDI клавиатуры, которые не имели в себе никаких звуков, эти звуки стали зашивать в саму звуковую карту (YAMAHA), но позднее появилась потребность в лёгкой смене этих звуков, их настройке и изменению. Этими инструментами стали банки SF2, ECW, DLS - которые имели поддержку различных эффектов и легко сменяли друг друга, кроме того при помощи них можно было практически воссоздать "живой инструмент". Эти банки и на данный момент продолжают занимать главенствующее положение в сфере компьютерной музыки, но у них налицо слишком много недостатков, один из них - громоздкость. Банк мало-мальски хорошо эмитировавший "живой" инструмент или синтезатор был размером от 64 до 650 мегабайт, что требует большого количества оперативной памяти и высокой скорости процессора, кроме того, реального звука всё равно добиться нельзя было, так как при нажатии клавиши проигрывалась одна из Wav, причём проигрывалась всегда одинаково, что в настоящем живом инструменте исключено, так что музыка всё равно получалась немного "мёртвой". Появление VSTi и DXi решила сразу все эти проблемы, но и, к сожалению, добавила новые. Теперь инструмент будь то VSTi или Dxi в худшем случае занимает несколько мегабайт, а в среднем порядка 500 килобайт, звук получается живым и насыщенным, что раньше было лишь в железных синтезаторах. Без сомнения, это большой прорыв, о нём и пойдёт речь в этой статье. О проблемах можно лишь сказать, что к сожалению далеко не многие VSTi или DXi поддерживают все миди команды, например даже при наличии хорошего генератора электрогитары, у неё зачастую не имеется поддержки слайдов, или имеется, но в монофоническом режиме, что делает крайне неудобным её использование для реальных композиций. Только поэтому и продолжают существовать Sf2 банки, в которых этой проблемы не было никогда. Появление же VST, DX плугинов, не имеет как такой истории, разве что Buzz имел нечто подобное, так что наложение эффектов стало возможно даже в реальном времени. А сочетание инструментов с эффектами делает звук поистине потрясающим. Несмотря на то, что вещи эти довольно новые, но производят их в огромном количестве, цель данной стати помочь разобраться в этом море разнообразия, дать советы по использованию и указать на явные преимущества и недостатки плугинов.

Отличие VST от DX

VST эффекты и инструменты создавались фирмой Steinberg, изготовителем секвенсора Cubase и насчитывалось на применение лишь внутри его. Данная фирма приложила все усилия чтобы обеспечить своих пользователей высококачественным программным обеспечением. DX – это произведение содружества компаний Microsoft и Cakewalk. Их задачей было создать реальную конкуренцию VST, что они в общем-то и сделали. Кроме разницы в звдачах и фирм изготовителей, есть ещё и более серьёзные отличия. Одно из них, и наверное самое важное – это Возможность в VST автоматизировать все имеющиеся ручки и переключатели, то есть каждой ручке ставится в соответствие свой миди контроллер, на изменение которого плугин способен реагировать в течении проигрывания произведения. DX этого не имеет, но фирма Cakewalk решила сделать из недостатка – достоинство и в общем-то была права. Отсутствие автоматизации в DX плугинах делает их более быстрыми и менее сбойными. А автоматизацию по миди контроллеров, всё-таки вполне возможно реализовать, так например Dream Station, хоть и является Dxi – всё же имеет возможность автоматизации, разве что её труднее сделать, чем в VST, но это уже заботы разработчиков, а мы будем наслаждаться высокой скоростью DX и “живостью” VST. Ещё одним отличием является установка плугинов. В связи с влиянием фирмы Microsoft DX плугины буквально встраиваются в ядро Windows, а VST же должны лежать в определённой папке и используются лишь оттуда. Это отличие по сути не принципиальное и не будем более упоминать о нём. Общим для этих плугинов является, то, что почти все они – платные и требуют регистрации, которая зачастую производится через системный реестр Windows. Есть лишь несколько бесплатных или условно бесплатных плугинов. К условно бесплатным я отношу те, которые имеют ограничение на полифонию или не возможность читать и сохранять банки. Но таковых очень мало, в своём большинстве ограничение даётся на несколько минут времени, после которых плугин должен быть перегружен, по мнению автора это вообще проявление не любви к потенциальным клиентам и вызывает отвращение. И со мной согласится добрые 98% пользователей. Так же, сами плугины, как DX, так и VST, подразделяются на содержащие и не содержащие изображений. Если таковые имеются, то при загрузке плугина в любой программе пользователь увидит одно и то же, если нет, то как будет выглядеть плугин зависит от той среды где этот плугин активизируется. К примеру, в FL Studio все регуляторы выглядят как “крутилки”, а переключатели – как кнопки. А в Skill Tracker – все они представляются в виде стандартных “ползунков” Windows. Ещё, оба вида плугинов может как содержать, так и не содержать готовых решений настроек(Presets), возможности считывать и сохранять банки и многое другое. Есть и ещё одно не менее важное отличие, которое относится к VSTi/Dxi. Как VSTi, так и Dxi – могут быть двух видов, это генераторы, в них звук генерируется самим плугином и семплерные, когда звук генерируется используя семплы. К первым можно отнести, например, WASP, ко вторым Dream Station или Live Synth. Без сомнения, семплерные генераторы зачастую имеют более низкое качество, но зато с их помощью можно использовать например DLS или SF2 банки инструментов. Подводя итог, можно сказать что реального ответа на вопрос “Что же лучше” – нет и быть не может, каждый недостаток или достоинство всегда сопровождается его противоположностью.

Виды VSTi и DXi

1. Groovecube Exciton VSTi 1.2.2 - так себе плугинчик, ничего особого. какой-то синтезатор, какой-то эффект, всё жутко устаревшее, думаю доктор Албан в своё время тоже бы его выкинул. Инструментов много разных почти по GM стандарту, но понту это не придаёт. Звук очень даже пласмассовый, есть лишь пара инструментов достойных на них постучать, но ничего более, в свою композицию вставлять не советую, всё испортишь, тем более что аккорды там ну совсем не звучат :(

2. ReFX The Bass Line (VSTi) 1.4 - Отличный синтезатор линейного баса готовых инструментов нет, так что придётся ручки самому крутить, но и этого делать не советую, всё жутко портиться, хотя, разные герои бывают.

3. MDA Electro Piano (VSTi). Версию узнать так и не удалось. Если кто любит в плугинах красивые картинки, то будет разочарован, их нет вообще. Готовых настроек тоже нет, то есть, есть одна, называется Default Ж), пытаться выжать прикольный звук из неё опять-таки вряд ли получиться, но имея кружку пива, да горку терпения из неё можно сделать конфетку.

4. MDA Piano (VSTi) - уже гораздо лучше, несколько готовых решений настроек, с понятными названиями типа Dance Piano и т.п., картинки есть, но они вряд ли придадут больших ассоциаций с реальным инструментом. Звук на высоте, что и говорить - это несомненно лучшее VSTi пианино.

5. Steinberg VB-1 (VSTi) - Супер! На картинке гитара, почти полная ассоциация с реальной бас гитарой, есть даже визуальный контроль натяжения струны и выбора места удара. Всем, кто хоть немного ценит рок. советую хотя бы побаловаться, опыт показывает что этот VSTi используют очень многие и зачастую в стилях не имеющих к року даже крохи отношения. Очень советую послушать как звучит Round Bass!

6. Rgc Audio Pentagon 1.0 (VSTi) - ещё один "всё в одном", уж больно меня такие инструменты расстраивают, можно конечно и из рояля бас драм сделать при помощи крышки, даже снер выпендрится, но !!! Сами понимаете. Мне уже раз за такие эксперименты влетело от шефа (рояль был казённый). так вот всё в одном и ударные, и стринги, и гитары, и пианино. Звук неплох, пару инструментов даже сам использовал в одном модуле. Готовых настроек с "человеческими" названиями много, так что любителям - советую.

7. ReFX Slayer 1.5 (VSTi) - Фанаты рока и потяжелей радуйтесь - это очень круто, даже слишком чтобы быть правдой, без лишка скажу что это 78% РЕАЛЬНАЯ электрогитара с 15 примочками на неё. С коленей можно вставать и лезть качать её в интернет, круче ещё не придумали. Решений много, по сути это включение и отключение разных примочек. Имеет кучу крутилок и переключателей, так что, как я уже сказал, вперёд!

8. Plucked String 3 (VSTi) - всё что я сказал ранее переносим и на эту электро гитару, но как электро вряд ли потянет, зато акустику из неё можно такую замутить аж слюнки потекут. Как нововведение, в ней присутствует возможность выбора типа струн. Есть несколько готовых решений настроек, которые, вообще то никуда не годны, так что ручки крутить всё-таки придётся.

9. Dream Station (DXi) - если вы работали с “stand alone” Dream Station, вы легко разберётесь и здесь, а если нет, то у вас могут возникнуть вопросы типа:" Зачем здесь возможность загружать собственные инструменты, если их не поддерживает ни один конвертор, кроме самого Dream Station?" Ответить на эти вопросы тяжело. Ну, дубы производители, что можно сказать, полезнее было бы Wav грузить на худой конец, а лучше Sf2. Плугин жутко заморочен, имеет возможность работы через миди контроллеры, поддержка которой встроена в FL Studio. Советовать не могу, но мой товарищ с него просто прётся :F. Имеет около сотни готовых настроек, которые по сути не что иное как Wav файлы, исходя из этого услышать качественные инструменты не удастся, октаву вверх, октаву вниз, может ещё держит, но на большее рассчитывать не приходится. Много настроек, а что ещё надо.

10. Live Synth Pro 1.3 (DXi) - это уже не генератор, а не что иное как плугин для Sf2 банков. Делается это так. Открываем любую мидишку в FL Studio, лезем в Mixer (F9) и вешаем туда этот плугин, открываем его, ставим нулевой порт для приёма миди команд (это циферка под крестиком) и указываем путь к Sf2 банку, коих по инету не счесть, и слушаешь!!! Этот плугин подобен местному Fruity LSD, только LSD для DLS банков, а Live Synth для Sf2. Есть контроль реверба и хоруса, вещь модная и памяти не жрёт как Virtual Sampler или Halion какой-нибудь.

11. Собственно Virtual Sampler 2.x (VSTi/DXi), Halion 1.x VST, Kontakt 1.x VST. Я решил их обледенить так как по сути одно и тоже. Все они хороши для Cakewalk, Cubase и вообще не нужны в FL Studio. Жуткая тормозня, непонятно зачем, поддержка VST и VSTi - всё это и так есть, и куча ещё всякого хлама. Рекомендую лишь пользователям выше перечисленных программ, там это действительно нужно.

12. Waldorf A1 1.0 (VSTi). У меня эта штука шла с кучей банков, которые я долго не мог просечь как подключать. Собственно это аналоговый синтезатор. Звук подойдёт скорее для этнической музыки, чем для современной клубной. Своих Presets(готовых настроек) нет, но подключив банк, их можно найти сколь угодно. Рекомендую, если вы своей музыкой хотите кого-то напугать

13. Ух какое число, что бы на него поставить? CS40 - 6 голосый полифонический синтезатор. Звучит не плохо, но готовых настроек мало. Выдаёт что-то отдалённо напоминающее орган. Полифония присутствует и довольно неплохо звучат аккорды, надо отдельно искать к нему банки. Есть неплохого качества несколько пианино.

14. Massiva Energy XT VSTi 1.0 - вещь рульная, звук на высоте, вот только не пойму зачем там свой пиано ролл :(

15. Drum sample Player VSTi. Все счастливые обладатели FL Studio знают что такое Step Sequencer, так вот это он и есть с поддержкой загрузки Wav фалов, вероятно это придумали для наших менее счастливых братьев использующих Cubase.

16. ReFX PlasicZ! 1.0 (VSTi) – очень, очень советую, для транс, рэйв и другой клубной музыки - вещь не заменимая, следует иметь всем. Синтезатор потрясающих эффектов, и ещё можно сказать, что он содержит лучший колокол и флейту, которые я только слышал. Presets – много, все очень качественные. Звук поражает своей “железностью”, содержит несколько встроенных эффектов. Особо хочу подчеркнуть набор бас Presets, без тени сомнения, имея этот инструмент, вы обзаведётесь басами на все случаи жизни.

17. Rainbow VSTi 2.2 - "всё в одном". Звук хороший, как орган вообще лучший. По инету бродит куча банков к нему. Я раздобыл штук 5, и могу сказать что большая часть их содержит всякие Kik, Snar да Hat, но встречаются даже очень не кислые инструменты. Аккорды поражают своим звучанием, правда есть маленькая наприятность. При загрузке нового банка меню Presets не обновляется, и продолжает содержать “старые” настройки, так что надо действовать правым кликом на самом плугине и выбирать инструменты оттуда. В стандартный пакет 2.1 входит 4 банка, подчёркиваю, очень качественных банка, как дополнение к версии 2.2 появляются ещё три. Итого семь наборов великолепных инструментов. Всем советую.

18. JX-16 полифонический синтезатор VSTi. Годится разве что в основную синтезаторную партию, к счастью этому содействует полифония. Банков к нему я так и не нащёл, есть пара готовых настроек, но в общем, ничего серьёзного.

19. Synapse Junglist VSTi/DXi - когда я его нашёл, под ним значилось, что это наиболее используемый синтезатор. Такое звание он оправдывает вполне. С ним трудно сделать плохо, по любому, получается прикольная мелодия. Настроек много, готовых ещё больше. Иметь обязательно. А как здорово выглядит нажатие клавиши! Особо можно отметить его высокую скорость работы, можно использовать даже на Pentium 100.

20. ReFX JunoX2 1.51 (VSTi). У меня реагирует здорово, запускается и выдаёт ошибку, после чего приходится жать резет, так что сами рискуйте. Но опыт показал, что плугины этой фирмы всегда лучшего качества. Подробнее на www.ReFx.net.

21. Wasp VSTi 2. Что сказать, новая версия известного синтезатора WASP. Ещё больше крутилок, ещё больше готовых настроек. Звук немного улучшился. Добавились встроенные эффекты, правда, все из стандартных “FL plugins”. По сравнению с входящим в комплект с FL, Wasp есть лишь один минус – не поддерживаются слады, да и тот из-за того, что это VSTi.

22. И под конец, ReFx Beast. - с ним вообще беда, он даже не устанавливается под Win 98 SE? Кто установит, скиньте мне на мыло dllку.

VST и DX эффекты

Почти все эффекты на самом деле представляют собой группу эффектов, состоящие из Reverb, Chorus, Modulator, EQ, Pan и другие, но по скольку в своём большинстве они выполнены в примерно одинаковом качестве, судить о них будем как о целом пакете.

1. Sonic Foundry Noise Reduction DX 2.0 - один из лучших подавителей шумов в вокале.

2. RBC Audio Voice Tweaker Dxi 1.02 - Исправлялка фальшивого вокала, вроде бы не имеет аналогов.

3. Ultrafunc Sonitus Fx release 2/3 - набор наиболее удачных эффектов, выполнены направлено на музыканта не сильно любящего крутить ручки, всё есть готовенькое. Очень рекомендую. Есть и недоработки, что таить, когда работаем с Sampler, а не с инструментом, после окончания звучания семпла, плугин начинает жутко тормозить около 10 ms, но потом всё нормально, возможно требуется более мощный процессор. Отличие релизов заключается в том, что 3-й имеет эффектов на 4-5 больше второго.

4. Foundry XFX bunde 1.0f DX - тоже приличные эффекты, но требовательны к скорости процессора и дают щелчки, хороши для финального рендеринга, а работать над композицией с ними просто невыносимо. Входит в стандартный пакет эффектов к программе Sound Forge 5 и выше.

5. DSound Stomp FX vol 2 1.0 - Ещё меньше требований к машине и ещё больше отдачи, пожалуй даже лучше Ultrafunc Sonitus. Не так конечно ориентирован на музыканта, настроек мало, придётся ручки крутить. Но графически выполнен неплохо, имеется возможность использовать Small и Normal interface. Примечателен Auto Pan, советую попробовать.

6. Big Tick - набор сверх быстрых эффектов, но особого качества я там не заметил. В комплект входит Stereo Delay – это единственный эффект, который стоит иметь из набора.
7. Fruity Fx - VST эффекты специально ориентированные на FL Studio, входят в стандартную поставку программы. Их отличительная особенность – высокая скорость, не стоит ими пренебрегать, особенно если имеете слабую машину.

8. H2O - абсолютно непонятный эффект, но что-то делает . Судя по всему он может усиливать/ослаблять звук. Направленного применения я здесь не вижу.

9. Steinberg Virtual Guitarist Electric Edition VST - набор гитарных эффектов формата VST, рекомендую накладывать на акустическую гитару, можно получить неочевидные результаты, от которых холодный пот прохватывает. Должен иметь каждый гитарист.

10. DB-audio ware DirectX plugins - DX, входит в пакет к DirectX 9.0 Так себе эффекты, поиграться и выбросить.

Заключение

Подводя некоторые итоги, можно заметить, что несмотря на большое количество эффектов и инструментов, лишь очень немногие из них реально заслуживают доверия. Многие теряют актуальность в связи с давностью изготовления синтезатора, прототипами которых они являются. Исходя из этого, можно прогнозировать очень скорое развитие и усовершенствование имеющихся плугинов и создание более совершенных, новых. А будущее это, уж поверьте, не за горами.


Постоянный адрес статьи: Синтезаторы и эффекты. Краткий обзор и критические замечания

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Наши музыкальные друзья