Ди-джеинг и закон

Ди-джеинг и закон (Поговорим о правовых аспектах диджеинга)



Во всём мире работа ди-джея и продюсера, как и вообще любого музыканта, тесно связана с понятием интеллектуальной собственности. Для того, чтобы покорить публику новым звучанием и завоевать определенное признание, приходится либо использовать уже существующие произведения других авторов и на их основе создавать что-то своё, либо с чистого листа писать новые произведения. В этой статье мы в общих чертах расскажем о законодательных особенностях авторско-правовых отношений, как правильно должны быть оформлены отношения сторон при создании новых произведений и об использовании готовых произведений ди-джеями. Что делать с этими знаниями - решать вам.

Разобраться в правовой составляющей деятельности исполнителя электронной музыки, начинающему автору собственных композиций, DJ Miss Elle, помог юрист международной юридической фирмы “Baker and McKenzie” Михаил Третьяк, которому нередко приходилось консультировать музыкантов самых различных направлений и стилей.

За последние 15 лет система охраны авторских и смежных прав в России значительно эволюционировала, и можно с уверенностью сказать, что, со сравнительно недавних пор, наблюдается устойчивое стремление к соблюдению авторских и смежных прав как пользователями охраняемых ими объектов, так и непосредственно правообладателями. Однако, когда использование произведений и объектов смежных прав будет осуществляться исключительно в соответствии с действующим законодательством предположить сложно, ведь это зависит от всех сторон музыкального рынка – правообладателей, пользователей и посредников.

Законодательные основы


С 1 января 2008 года в России все правоотношения, касающиеся авторских и смежных прав, регулируются Частью IV Гражданского Кодекса Российской Федерации. В отличие от предшественника этого документа (имеется в виду Закон об авторском праве и смежных правах), Часть IV ГК РФ определяет авторские право как «интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства», которые включают в себя:
исключительное право на произведение;

  • исключительное право на произведение;
  • право авторства;
  • право автора на имя;
  • право на неприкосновенность произведения;
  • право на обнародование произведения.


Под исключительным правом на произведение понимается право использования произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Основные, чаще всего встречающиеся виды использования произведений перечислены в статье 1270 ГК РФ. К ним относятся:

  • воспроизведение произведения (изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи);
  • распространение произведения (продажа или иное отчуждение его оригинала или экземпляров);
  • публичный показ произведения (любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения);
  • импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  • прокат оригинала или экземпляра произведения;
  • публичное исполнение произведения (представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  • сообщение в эфир;
  • сообщение по кабелю;
  • перевод или другая переработка произведения;
  • доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору.


Особенности возникновения прав на произведение и защита авторских прав


Любому автору любого произведения всегда необходимо помнить – в России авторское право на произведение возникает автоматически в момент его создания (см. п. 4 ст. 1259 ГК РФ). Таким образом, никаких иных действий для последующей охраны произведения автор предпринимать не обязан, и может успешно защищать свои права без наличия каких-либо иных доказательств в виде свидетельств, сертификатов и т.д. Такой порядок охраны авторских прав в корне отличается, например, от США, где регистрация произведений является обязательным условием их последующей правовой охраны. Поскольку в России иной, более благоприятный режим охраны авторских прав, то регистрировать ли свои произведения в Российском Авторском Обществе (РАО, http://www.rao.ru/autor/ois/, де-факто являющееся аналогом американского Copyright Office) или нет, решаете только вы сами. Однако, при этом необходимо помнить что регистрация и депонирование произведения в РАО, хотя и требует некоторых затрат, является достаточно существенным «запасным» доказательством авторства и существует именно для того, чтобы авторы имели дополнительную возможность оградить себя от плагиата. Существует и альтернативный вариант, не прописанный законодательно, но, тем не менее, принимаемый судами в качестве доказательства авторства в отношении конкретного произведения. Можно записать один или несколько треков на стандартный носитель типа CD-R или DVD-R (т.е., «одноразовый» носитель без возможности перезаписи), приложить детальный трек-лист с точным временем звучания каждой композиции и, если это возможно, распечатку нот и текста произведений, упаковать все это в конверт и отправить себе по почте заказным письмом с уведомлением. Все что нужно сделать по получении конверта обратно на руки - не распечатывая его, спрятать его в дальний угол до момента нарушения ваших авторских прав. В случае вашего обращения в суд на предмет признания за вами авторства, содержимое описываемого выше конверта плюс уведомление о получении письма будут являться «материальными» доказательствами. На всякий случай обычно отправляют несколько таких писем, однако если суд, на основании содержимого конверта, примет вашу сторону и признает ваше авторство в отношении содержавшихся во вложенном носителе композиций, остальные экземпляры могут и не понадобиться, так как в следующий раз суд будет выносить новое решение на основании уже принятого аналогичного. Дополнительно, существует схожий вариант с отправкой записи звучания произведения и ваших комментариев об авторстве на видеокассете или иных носителях данных, но без приложения звукозаписи произведений, обычно данный метод не рекомендуется из-за весьма плохой звукопередачи, поскольку именно «истинное», оригинальное звучание произведения будет определять позицию суда.

Также, всегда необходимо помнить - если ваши авторские права нарушены плагиатом, то вам следует обратиться в суд общей (гражданской) юрисдикции на предмет признания вашего авторства. Если же ваше произведение распространяется на коммерческой основе без вашего ведома, то обращаться нужно в соответствующий Арбитражный суд. В случае, когда имеет место плагиат, распространяемый на коммерческой основе, сначала необходимо обратиться в суд общей юрисдикции с иском о признании права, и только после получения положительного решения, на его основании – в Арбитражный суд с иском о выплате компенсации либо принятия иных предусмотренных законодательством мер к нарушителю за нарушение ваших исключительных прав.


Продолжение следует.

Текст: Элина Сорока (DJ Miss Elle), Анастасия Романова, Михаил Третьяк


Постоянный адрес статьи: Ди-джеинг и закон. Поговорим о правовых аспектах диджеинга

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Наши музыкальные друзья