Рок, живее всех живых


Рок, живее всех живых (Рок, живее всех живых)

 Мне кажется, что эти слова являются прекрасным началом к теме "Рок". Тем более, что рок считается молодежной культурой, потому что... Нет! Пусть это будет одной из проблем. Взявшись за тему "Рок-культура", я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе задачу. Наверное, даже я ее усложняю. Рок-музыка - это настолько спорное направление искусства, что очень сложно выбрать
правильную точку рассмотрения вопроса. Я немного ограничил тему, так как не считаю возможным
рассмотреть все вариации и направления рока.
К сожалению, долгое время мы были лишены
какой-либо информации о законодателях рока. Вся моя информация базируется на архиве переведенных зарубежных журналов, а также на том количестве
советских (российских) журнальных и газетных статей, пластинок, накопившихся у меня за те годы,
которые я серьезно увлекаюсь роком.
Еще сразу хочется оговориться, что любая
область человеческой деятельности не лишена "чернухи", поэтому общие фразы, последующие далее
не следует распространять на всех исполнителей (поклонников) рок-музыки.
Итак...

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ.


  Начать я хотел бы с небольшого экскурса в прошлое. Как, почему возник новый стиль музыки, с чего все началось?
А началось все с того, что в 1920 году
советский инженер Л. Тремен изобретает новый музыкальный инструмент - тременвокс. Он был
устроен следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к антенне или удаления от нее руки исполнителя. Желание использовать электричество в музыке побуждало изобретателей
придумывать необычные инструменты с причудливыми названиями - эмиритон, траутониум, виолен. В
тридцатые годы появились первые электрогитары. Но с современной электрогитарой общего у них нет,
пожалуй, ничего, кроме ремня, на который она вешается. Да и электрогитарой те инструменты
назвать было сложно. Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркестре, сделать ее звук более громким, к акустической гитаре приставили звукосниматель. Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре, чего так хотели добиться. Звук стал громче, но сущность гитары (аккомпанемент) осталась. Позднее было обнаружено, что посредством обработки звука до усилителя можно добиться невероятного результата. Тогда и была рождена электрогитара, которая приобрела со временем цельный корпус и массу электроники в придачу. В последствии именно гитара и стала "первой скрипкой" рок-ансамбля, правда, в последнее время и бас-гитара, ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе, приобретает такие сольные партии, что и ее с успехом можно причислить к разряду лидеров в группе.

"THE BEATLES". ИСТОКИ РОКА?


  О "THE BEATLES" написано столько, что новых открытий в этой области не сделаешь. Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями стиля "рок". Так ли это? - Сложно сказать. Вероятно, так. Хотя мне кажется, что "THE BEATLES" дали толчок к развитию стиля, который впоследствии назвали "софт-рок" и который еще позже перерос в так называемую "поп-музыку". Одна из черт "THE BEATLES", позволившая мне причислить их к "попсовикам" - это относительная простота их музыки и текстов, хотя это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем отсутствие способностей у музыкантов. Молодежь тогда устала от сложностей жизни, ей хотелось чего-то легкого и доступного для понимания. Нельзя отрицать, вклад в развитие
молодежной музыки "THE BEATLES" внесли огромный. Безусловно, они дали духовную основу рока,
подготовили для него аудиторию слушателей, но они не могли основать рок с точки зрения музыки. Много говорит за "THE BEATLES" высказывание Боба Дилана, одного из творцов стиля "фолк-рок":
"Они сделали то, что было невозможно, то что не могло быть возможным... Я сказал себе: теперь все будет не так; я был потрясен. И я не мог поверить, что еще несколько часов назад не видел "BEATLES"..."

HARD-ROCK (Справка из энциклопедии).


  Хард-рок. Дословно: жесткий или тяжелый рок. Понятие настолько всеобъемлющее, что многие не видят разницы между собственно рок-музыкой и этим, одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений.
Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно поэтому раздражали слушателей, привыкших к обтекаемой, плавной передаче музыкальных идей. Хард-рок, "призрак" которого витал в композициях поп-групп с первой половины 60-х годов, впервые принял относительно четкую форму в музыке таких групп, как "THE M15" и "CREAM" (хотя однозначно определить авторство невозможно: идея действительно носилась в воздухе, элементы хард-рока появились и в музыке "THE BEATLES", "THE ROLLING STONES", "YARDBIRDS").

Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение тяжести, достигаемое за счет
выделения ритм-секции на передний план, что требует от музыкантов виртуозного владения своими
инструментами. В хард-роке, помимо "выпуклости" ритм-секции, все входящие в нее инструменты
напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэтому здесь не может быть
обособленной импровизации одного инструмента, а это означает, что в импровизации участвуют все
инструменты группы, создавая целостность и монолитность произведения.
Как самостоятельное направление "хард-рок" выделился в конце 60-х годов, и благодаря тому, что в законченном виде его донес до слушателя выдающийся гитарист Джимми Хендрикс, "хард-рок" с тех пор предполагает исполнение виртуозными инструменталистами, что пошло только на пользу и музыке, и ее поклонникам. К началу 70-х появились группы-исполины, блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока", но и исключительным композиторским талантом и исполнительским мастерством: "LED ZEPPELING", "DEEP PURPLE", "BLACK SABBATH", "NAZARETH", "GRAND FUNK RAILROAD" и многие, многие другие, почти 30 лет назад определили законы и рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня.
В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими направлениями рок-музыки, как
правило, дает интересные результаты - так появился "тяжелый арт-рок", "хард-фьюжн", "тяжелая
психоделия", а также такие стили, как "глиттер-рок", "тяжелый ритм-энд- блюз","хард-кор".

"HEAVY METAL" (Справка из энциклопедии).


  "Тяжелый металл", или "тяжелые орудия", - так переводится это словосочетание - одно из ответвлений "хард-рока", получившее широкое распространение в начале 80-х годов.

Так же как и в хард-роке, основы "хэви-метал" были заложены такими исполнителями, как "LED
ZEPPELING", "BLACK SABBATH", "GRAND FUNK RAILROAD", "DEEP PURPLE". Выделив из музыки этих
групп исключительно мощные гитарные риффы, доведенные до виртуозности соло и "канонадные"
ударные, группы "новой волны" английского тяжелого рока такие, как "DIAMOND HEAD", и "IRON MAIDEN", - лишь разработали инструментальную структуру стиля, позже получившую окончательное развитие в музыке представителей так называемого "спид"- и "трэш"-"металла".

До сих пор существует путаница в определении "хард- рока" и "тяжелого металла". Если в США
"хэви-метал" - это понятие, объединяющее и "металл", и "хард-рок", то в Англии классификация
очень близкая к нашей, хотя при сравнении, например, музыки "METALLICA" и "IRON MAIDEN"
только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к "металлу".

Элемент импровизации в истинном "металле" практически сведен к нулю, точнее - он отсутствует
в традиционном смысле этого слова, однако опытные "металлические" группы ("METALLICA", "SLAYER",
"MEGADEATH") часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма, и у неподготовленного
слушателя может возникнуть ощущение какофонии, хотя речь идет о ритмической импровизации, по духу очень близкой той, которую исследуют серьезные современные композиторы.
Выражение "хэви-метал" впервые появилось в романе американского писателя Уильяма Берроуза
"Naked Lunch"(1959), где он использует этот термин для описания резкой, непривычной музыки. Широкое распространение термин получил после песни американской группы "STEPPENWOLF" "Born to be
wild"(1968), в которой есть слова "heavy metal thunder", то есть "гром тяжелых орудий".

РОК-ФЕСТИВАЛИ. ММФМ'89.


  Итак, что же сейчас пропагандирует хард-рок, какие идеи он защищает? Прежде, чем поговорить о текстах некоторых групп, надо сказать несколько слов о рок-фестивалях, проходящих под девизом "Нет - алкоголю, войне, наркомании и т. д... " Я думаю, всем хорошо известен фестиваль "Вудсток", о котором нет нужды говорить. А вот об одном из беспрецендентнейших случаев, о фестивале, проходившем в Москве в 1989 году, поговорить стоит.
Наверное уже стало ясно, что я хочу рассказать о Московском Музыкальном Фестивале Мира, в котором участвовали такие звезды, как OZZY OSBOURNE, "MOTLEY CRUE ", "CINDERELLA", "BON JOVI", "SCORPIONS", и который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным, как "Вудстоком на Москве-реке".

Если взглянуть на московский рок-фестиваль с чисто технической точки зрения, то можно сказать,
что звучание групп OZZY OSBOURNE, "BON JOVI", " GORKY PARK " было не очень хорошим. Можно сказать, что в первый день "MOTLEY CRUE " разнесли на сцене свои инструменты, сделав это в лучших традициях "стадионного рока" конца 70-х. Можно сказать, что "SCORPIONS" и "CINDERELLA" "откачали" свои программы с безукоризненностью хорошо смазанных механизмов. "Бригада С" во главе с Гариком Сукачевым выглядела вполне профессионально, а концептуальная музыка "Нюанса" уже во время фестиваля привлекла такого солидного продюсера, как Питер Габриэль. Короче: можно было описать это событие именно так, как описывают обычные концерты зарубежные обозреватели, и поставить точку: фестиваль состоялся.
А можно взглянуть на свершившееся так, как,
собственно, и видел московскую акцию весь мир: впервые в СССР на одной площадке выступали звезды
мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих так любил Госконцерт, а
лидеры сегодняшнего дня, которых, в отличие от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и "Дюран Дюран",
поклонники не забудут в паузе между двумя очередными пластинками.

Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пика - пока будущее этого направления
представляется безмятежным, а интерес зрителя - стабильным. Как сказала приехавшая на фестиваль
английская журналистка: "Максимальная "катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэви"
- прекращение вокруг него истерики и слияние с существующем мейнстримом", то есть переход из
категории "модное" в "классическое", что вряд ли можно рассматривать как кризис.

Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и США проводится достаточно, то
очень легко недооценить московский: ежегодное "пиршество" в Карл Доннингтон, под названием
"Монстры рока" по набору исполнителей не уступает московскому: здесь OZZY и "CINDERELLA", там
"METALLICA" и "GUNS'N'ROSES", здесь - "MOTLEY CRUE " и "SCORPIONS", там - "IRON MAIDEN" и "KISS". Сравнения и параллели возможны. Как и в большинстве аналогичных массовых концертов,
фестиваль был изначально пронизан высокой идеей, которая как цементирующий состав скрепила в единый монолит исполнителей и миллионы зрителей не только в СССР, но и во всем мире - это лозунг фестиваля "Против алкоголизма и наркомании!" И весьма немаловажно, что идея исходила из нашей страны, став еще одним этапом по осыпающемуся в те времена стереотипу СССР, как "империи зла".

Многие великие музыканты ушли из жизни наркоманами. Музыканты, которых молодые считают своими кумирами. Нет ничего плохого в том, что поклонники и до сих пор восхищаются их музыкой, но будет очень печально, если кто-то, восхищаясь, решит попробовать их образ жизни и сам станет наркоманом или алкоголиком. Такого не должно случиться. Фонд "Make a difference" и фирма
грамзаписи "Полиграм" осуществили международный проект. Сегодняшние рок-звезды, участвовавшие в ММФМ'89 записали песни из репертуара погибших от наркотиков Элвиса Персли, Дженис Джоплин, Джими Хендрикса, а также групп, потерявших в разное время своих участников, страдавших наркоманией: " THE WHO", "LED ZEPPELIN", "THE DOORS", "SEX PISTOLS", "AC/DC", "THE ROLLING STONES" и других. Вся прибыль от продажи этого альбома передается в фонд "Make a Difference", осуществляющий ряд программ по защите детства от наркотиков.
Завершая этот обзор, надо сказать, что после этого фестиваля прошло множество других концертов "грандов" в Москве. Нас посетили: Йен Гиллан, "METALLICA" и "АС/DC", "NAPALM DEATH" и "SEPULTURA", "IRON MAIDEN" и "ACCEPT", а так же "NAZARETH", "FAITH NO MORE", "DEEP PURPLE", "SCORPIONS" и многие другие.

"О ЧЕМ ПОЮТ ЗАПАДНЫЕ РОК-ГРУППЫ?"


  Сначала я не хотел касаться этой темы, но дело в том, что я натолкнулся на статью,
опубликованной в газете "Аргументы и факты". Насколько необразован в области рока автор статьи,
становится ясно с первых же строк, ну а к середине статьи разбирающийся в роке человек понимает, что его сознательно вводят в заблуждение. Итак, автор делит тексты различных групп на 3 категории:

а) Вариации на тему любви.

К сожалению, автор причисляет к этой категории исключительно поп-группы, явно забывая при этом про "SCORPIONS", "EUROPE", и множество
других "хард-роковых" групп. Правда некоторые истины не избегают пера автора: он пишет, что
песни этого направления легко воспринимаются на слух, и что социальные песни - это скорее
исключение в поп-музыке, это удел других групп (может быть в этом и кроется неприязнь автора, да и не только его к року?).

б) Боевой рок.

Здесь, видимо, автор имеет в виду "агитационно-пропагандистский рок", который обозначился в 80-х годах, с возникновением в роке таких движений, как "Рок против войны", "Рок против апартеида", " Рок против богатых" и т.д... Это объединение довольно условное, т. к. группы различаются по стилям, положению и единственное что у них есть общего - это ярко выраженная социальная направленность текстов и поддержка прогрессивных общественных акций и движений. Хорошо характеризуют это направление слова Тэла Саттона: "Рок и политика должны идти рядом. Я не могу писать песни безотносительно того, что происходит вокруг".

в) И Сатана там правит бал.

Отношение автора к "хэви-метал" и более жестким стилям совсем не радужное. Видимо в желании отпугнуть молодежь от "этих пакостей" и в надежде, что родители, прочитав его статью, выкинут магнитофоны своих чад в окно, автор сочиняет такое ...!

Итак, автор пишет, что альбом группы "JUDAS PRIEST" 1984 года это "Садомазохизм и
апокалиптическая истерия". Конечно, на первых порах эта группа немного увлекалась сценами ада,
но видимо вид музыкантов так ошеломил автора, что он забыл, что "JUDAS PRIEST" переводится как
"Иудейский священник".
Так же прервав песню группы "MOTLEY CRUE" под названием "GIRLS, GIRLS, GIRLS" автор умудряется обвинить группу в призыве молодежи к хулиганству.
Отдельный разговор о группе "SLAYER". Автор приводит такие строки: "Расчленяй на куски,
отделяй мясо, выкалывай глаза, расчленяй на части", при этом ссылается на песню "Некрофобия".
Я попытался найти эти строки. Нашел, правда в другой интерпретации: да, эти слова есть, правда
не призывающие, а описательные ("Разделение... и т. д.), то есть идет описание жизни человека,
страдающего некрофобией. А в конце песни, для особо непонятливых указано: "Некрофобик не может контролировать, паранойю, зовущую его убивать". А в другой песне после призыва убивать стоит строчка объясняющая зачем: "Во славу арийской расы" - эта песня, также носящая описательный характер называется "Ангелы смерти" (короче - войска SS), чего автор явно не хочет замечать. Правда, стоит сказать, что музыканты также и не питают симпатий к христианству, как и к Сатане. Они нейтральны.

г) Больше категорий автор не выделял, но мне бы хотелось добавить, что существует множество групп, использующих в основе своих песен сказки и были, как-то: "MANOWAR", "ALICE COOPER" и другие…

В завершение этой главы хотелось бы привести слова Брюса Диккенсона из "IRON MAIDEN" в ответ на вопрос:

- В ваших песнях часто фигурируют слова:
огонь, грех, насилие, убийство, смерть. Что
означает для вас насилие?

- Вы произвольно вырвали слова из контекста.
Мы не хотим, чтобы публика действовала под их
влиянием. Мы поем о борьбе, борьбе добра со злом.
А приведенные слова так или иначе сопутствуют теме
борьбы.

Мир рок-музыки неоднозначен, и то, что дано понять одному, не дано понять другому. Но не
понимая, не разобравшись в сути явления нельзя верно охарактеризовать его. К сожалению, многие
годы у нас в стране, не вникая в суть проблемы, долгое время подавляли зачатки рока, а с ним и
уникальную саму по себе молодежную культуру.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


  Итак, что же такое рок? Рок - это настоящее искусство. И как каждое серьезное искусство, рок-музыка поднимает все вопросы человеческого бытия, пытается по-своему их решить. Эта музыка достаточно правдиво передает духовное состояние молодежи, она быстро откликается на все ее проблемы. Это не только развлекательный жанр. Молодежная ли это музыка? Да, безусловно, когда рок зарождался, он был молодежной музыкой. Но сейчас… Уже поколение людей выросло, слушая "THE BEATLES", "BLACK SABBATH", "DEEP PURPLE", "LED ZEPPELIN" и привязанность к этой музыке у многих осталась. Так что сейчас утверждать, что рок - чисто молодежное движение, нельзя.

Резонно может возникнуть вопрос, почему не коснулся советской (российской) рок-музыки. Дело в
том, я считаю, что советский (российской) рок - это отдельное явление в роке со своими
особенностями и направлениями. Невозможно вкратце коснуться этой темы.
Кругом мы слышим множество голосов pro et contra рока. Но почему-то противники рока, впрочем как и его поклонники, говорят о нем, как о монолитной субстанции, делая при этом одну и ту же
ошибку. Так давайте же будем рассматривать рок многосторонне, не забывая, что это искусство,
чтобы у нового поколения рокеров не было тех же проблем с родителями, какие были одно время у Ди
Снайдера:

"О, вы такие снисходительные,

Ваша притворная терпимость бесконечна.

Мы ничего не хотим, ничего от вас не хотим.

Ваша жизнь банальна, вы словно заезженные клячи,

Ваша жизнь тосклива и вы ее растратили.

Если это то, что вы считаете лучшим,

То нам такое "лучшее" не подходит!"


Следуюшим поколениям поклонников должно быть легче в общении с родителями, они должны их понимать, но...

"Что было, то и будет, что делалось, то и будет делаться и нет ничего нового под солнцем."

Екклесиаст, глава I стих 9.


Постоянный адрес статьи: Рок, живее всех живых

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Наши музыкальные друзья