Искусство записи электрогитары

Искусство записи электрогитары (Искусство записи электрогитары)


Cовременный музыкант сильно привязан к электричеству. В первую очередь, это касается гитаристов, для которых инструмент состоит из двух обязательных компонентов –гитары и усилительной системы. О самих инструментах мне писать как-то не с руки, я ведь не гитаристка. Исполнители любят обсуждать между собой качество и тип дерева, из которого изготовлены корпус и гриф, колки, датчики, звукосниматели и пр. Давайте все же сойдемся на том, что выбор гитары остается за гитаристом, и обратимся к тому, что зависит от нас, звукорежиссеров.


Перед началом записи я стараюсь заранее продумать, какие эффекты, какие тембры были бы уместны в данном произведении. Выбор гитарного звучания напрямую связан со стилем, поэтому если вы не слышали демо-запись композиции, узнайте у музыкантов, какого направления они придерживаются. Вопрос: "На кого это должно быть похоже?" – не самый тактичный. Но чаще всего его и не приходится задавать. Участники группы сами рвутся описать вам, какой из коллективов может послужить примером для представления о звучании каждого из инструментов.

Причем хорошо, когда говорится об общем аналоге для всех их инструментов. А как вам набор из барабанов "как у Перцев", баса "как у Пасториуса", гитар "как у Рамштайна", а петь будет… "девочка-народница" двенадцати лет. Создание новых звуковых стилей требует большей предварительной работы, чем просто запись и сведение предложенного набора инструментов. Так что, лучше постараться определиться сразу, какую музыку они хотят в конечном счете услышать – или же на что это не должно быть похоже ни в коем случае. Пусть кто-то из группы возьмет на себя ответственность решать, что подходит, а что нет. Пусть этих решающих будет не больше двух! И будем называть их продюсерами – если такового не существует как отдельного лица.

Продумывая все приемы, которые вы собираетесь опробовать в данном проекте, подбирайте инструменты, предусилители, комбики, микрофоны, компрессоры, гейты. Но не забудьте о первоисточнике звука – струнах. Никогда не устану повторять, что, готовясь к записи в студии, гитаристы должны ставить на свой инструмент новый комплект. Новые струны имеют намного больше обертонов. Соответственно, добиться яркого и сочного звучания на струнах, "заигранных до дыр", достаточно сложно. Даже имея под рукой эксайтеры и им подобные "осветлители" и "узвончатели", мало чем можно будет помочь.

Сам акт замены струн должен совершаться не непосредственно на студии в день сессии, а предварительно, хотя бы накануне. Дело в том, что новые струны поначалу имеют свойство растягиваться. Реально держать строй они начинают минимум через пару часов. Постоянное отвлечение на подстройку по тюнеру во время записи мешает исполнителю сосредоточиться на исполнительском мастерстве. Не говоря уже о том, что бесконечно переписывать удачные дубли партии из-за медленно, но верно сползающего строя ни исполнителю, ни звукорежиссеру не доставляет удовольствия.

Еще одно коварное свойство гитар, влияющее на строй, – это необходимость регулировки мензуры. Далеко в подробности вдаваться не буду. Слово "мензура" известно любому гитаристу. А звукорежиссеру нужно знать одно – если от лада к ладу строй повышается или понижается, значит, скорее всего, дело именно в мензуре, и ее нужно отстраивать. Ничего сверхсложного в этом процессе нет, да и времени это отнимает не так много. (Речь идет о точной регулировке длины струны, что производится для каждой струны отдельно с помощью винтов нижнего порожка на подставке – прим. ред.)

Все же предпочтительней иметь на записи гитару, у которой нет технических недостатков, механических или электрических. Это не значит, что нужно брать для записи новый инструмент, и все будет без проблем – вовсе нет. Бывает, что у новых инструментов, на первый взгляд, все в порядке: мензура строит, струны новые, колки не спускают, датчики не воспринимают фон даже от компьютерного монитора – а все равно чего-то не хватает... А не хватает всего-навсего уникальности тембра. Никого не удивишь рассуждениями о том, что более старые инструменты, как и звукоусилительные системы, звучат, подчас, лучше современных. Чем они так сильно отличаются, понять невозможно, – но звук говорит сам за себя. На запись пластинок группы "Квартал" их гитарист Саша Баранцев приносил редкую гитару – полуакустический Gibson "древнего года выпуска". Она хрипела, шипела, разваливалась на части прямо в студии – но при этом звучала просто волшебно.

А записывая Сергея Воронова, я впервые встретилась диковинной моделью гитары, в кофр которой встроены усилитель и динамик. Все "отменного" качества: гитара не способна держать строй более 30 секунд, а об акустических особенностях кофра-комбика и говорить не стоит. Зато такого звука специально не придумаешь и не повторишь на другом инструменте, даже если очень захочешь. Да, старые инструменты бесспорно интересней записывать, чем новые, – но порой в них все же стоит заменить кое-какие электрические и механические части, приходящие с годами в негодность...

Уход за инструментом оставим на совести музыканта. Но даже, если он пришел на студию с новыми струнами в упаковке – не стоит расстраиваться. В конце концов, замена струн вместе с настройкой и усадкой требует пары часов. За это время звукорежиссер может закончить монтаж басовой партии, или заняться любым другим общественно полезным делом. Менять же в студии какие-либо другие, кроме струн, составляющие инструмента совсем не представляется возможным. Поэтому будем работать с тем, что есть.

Пора поговорить непосредственно о том, во что же включается гитара, то есть о гитарных усилителях. (Подробно о них можно прочитать в 9/2000 номере "Звукорежиссера"). Усилитель – это не инструмент, к которому нужно физически (пальцами) привыкать исполнителю. Здесь можно иметь свободу выбора, опять же не забывая о стиле записываемого произведения. В типичном гитарном усилителе обычно есть входная панель с одним или несколькими каналами. Каждый канал имеет регуляторы усиления (gain) и эквалайзер. Не всегда, но часто, присутствуют эффекты вибрато (амплитудная модуляция), реверберация (чаще всего пружинная). Реже встречаются встроенный distortion, chorus, цифровой delay и другие. Все это относится к монофоническому усилителю, который раскачивает громкоговорители.

Существует всего два основных типа гитарных усилителей. Первый – так называемый "комбик" – система, содержащая в одном корпусе и усилитель, и громкоговорители. Второй – отдельные усилитель (head) и акустическая система с громкоговорителями (cabinet).

Комбик очень практичен и удобен при транспортировке. Используется он в клубной практике, на репетиционных базах, да и в домах встречается достаточно часто. Задняя панель в комбиках бывает двух типов: открытая и закрытая. В случае с ламповыми комбиками отсутствие задней стенки просто необходимо, так как расположенные "вверх ногами" лампы в верхней его части требуют хорошей ветиляции. Эта открытая задняя панель придает звуку особую низкочастотную окраску в области 175 Гц. Закрытая задняя панель чаще встречается в современных вариантах комбиков, поскольку они напичканы сложной электроникой, доступ к которой пользователю не нужен. И все же, более распространены открытые комбики, так как многие гитаристы и звукорежиссеры предпочитают иметь в звуке тембральную окраску, которую дает отсутствие задней панели.

Вариант, когда имеются отдельные усилитель и кабинет, придуман для удобства перемещения более крупных концертных систем (больших как по размеру, так и по мощности), необходимых на больших концертных площадках, и очень хорошо подходящих для студийной работы. Акустические системы в них обычно закрытого типа, а в усилители встроены вентиляторы.

Несмотря на то, что большинство современных систем предлагают расширенный частотный диапазон и большую точность передачи, многие гитаристы предпочитают "теплоту" звучания ламповых приборов – лампы типа 12AX7 (7025) для предусилителей, и 6L6 и 6550 для усилителей мощности – самые популярные. А множество появившихся за последние годы модуляторов звучания кабинетов по-прежнему не могут заменить на сцене привычные стены из гитарных усилителей.

Среди рок-гитаристов неизменной популярностью пользуется комплект Marshall 100 W Stack. В систему входят: одноканальный 100-ватный полностью ламповый усилитель (без реверберации и эффектов!), и два закрытых кабинета, в каждом из которых по четыре 12-дюймовых громкоговорителя Celestion. Это отличный прибор для мощного плотного звучания рок-гитары. "Маршаллы" обычно отстраиваются на полном звуке (все ручки устанавливаются на "10"). Понятно, что звучание будет не чистое.

"Маршаллы" в концерте используются для создания жесткого напористого гитарного звука. Этого можно добиться только при полной перегрузке усилителя, зато вы получите возникающие при перегрузке неподражаемые гармоники, так нужные современным гитаристам. При этом мощность намного больше, чем 100 Вт. Дело в том, что усилители Marshall не перегружаются до трапециевидных волн, как обычные усилители. Их нелинейность дает характерный звук. Естественно, Marshall выпускает и более компактные системы, к примеру для ночных клубов, где обычная концертна я система займет половину пространства сцены.

Но в этой категории гитарных усилителей непревзойденным является комбик Fender Twin-Reverb, сконструированный Лео Фендером. Этот 90-ватный усилитель совмещен с двумя 12-дюймовыми динамиками в "комбо" с открытой задней панелью. Усилителей типа "Твин" существует много, поскольку успех и популярность этой модели сделали его стандартом. Звук "Твина" хорош как в чистом варианте, так и при максимальной перегрузке, что делает его универсальным и практичным. У Fender Twin-Reverb есть два входа: один "чистый" с эквалайзером, и другой с эффектами: переключаемой реверберацией и вибрато.

Mesa Boogie – пример комбика, похожего на "Твин", но заслуживающего особого внимания. Он был задуман как самый мощный из систем с одним 12-дюймовым динамиком. Это один из самых практичных комбиков – достаточно мощный для концертной деятельности, и достаточно компактный (меньше "Твина"), чтобы брать его с собой в студию.

Есть еще одна торговая марка, о которой нельзя не упомянуть, – Pignose, которая произвела революцию на рынке маленьких и удобных комбиков. Pignose имеет чистый, бесшумный электронный тракт, ведь он питается от батарей. Именно это дает ему право называться идеальным для студийной записи, плюс тот факт, что он помещается в обычный рюкзак! Это мало кого оставит равнодушным…

Компания Тома Шолца (Scholz Research) под названием Rockman пошла еще дальше. Ими был выпущен симбиоз комбика и плеера, типа Sony Walkman. В него встроены эффекты типа chorus и различные типы distortion, что позволяет музыканту в наушниках репетировать, ощущая полноту концертного звучания. Мало того, через линейный выход этого миниатюрного прибора можно осуществлять запись, к примеру, демозапись для дальнейшей работы. Но для студийной работы он, конечно же, не подходит.

Затрону еще один аспект подбора гитарных усилителей – психологический. Я всегда прошу гитаристов (или их техников) привозить на запись собственный комбик, ведь "привычка – вторая натура". Вариант с собственным комбиком срабатывает наверняка только тогда, когда он хорошего качества. Однако в студии, в отличие от репетиционных баз и концертных выступлений, к гитарному усилителю предъявляется намного больше требований по многим параметрам. Одно из важнейших – отношение "сигнал-шум" каждого прибора, поставленного в цепь. Соответственно, требование по низкому уровню шумов относится и к каждой из "педалек", и к прочим гитарным процессорам.

И все же, бывают случаи, когда лучшее по качеству не является более удобным. Неопытному музыканту труднее перестраиваться с одного звучания на другое. Даже небольшое отклонение от привычного может привести к психологическому "зажиму", и он вообще ничего не сможет сыграть. Почувствовав это, плюньте на шум, хрип и тому подобные искажения. Партия, исполненная с удовольствием, как говорится, "с кайфом", прозвучит все равно лучше, чем сыгранная без эмоций...

Чем подключать гитару к комбику, тоже стоит описать отдельно. Основной вид разъемов, используемый для подключения инструментов – джек (четвертьдюймовый разъем). Инструментальный разъем – это монофонический TS-разъем, используемый с несимметричным кабелем. Основной проблемой таких кабелей является восприимчивость к внешним магнитным полям, которыми переполнено пространство сцены, да и студии не всегда идеальны. Естественно, чем более защищен от внешних наводок передаваемый с инструмента сигнал – тем чище и правдоподобнее вы получите звук.

В случае, если сессия записи длится не один день, и вы находитесь в постоянном поиске новых звуков, стоит не только записывать положение ручек эквалайзера на комбике, но и помнить о том, по каким кабелям проходил сигнал, и в какой последовательности – иначе не удастся восстановить "вчерашнее звучание". Не говоря уже о том, что некоторые гитаристы пытаются экспериментировать с ручками громкости и тембра на самих гитарах – что совершенно недопустимо в концертной практике, не говоря уже о студии. Все эти ручки должны быть в положении "максимум". Я предпочитаю подойти и проверить сама, если появляется сомнение, что уровень сигнала меняется, или яркость тембра "гуляет" от дубля к дублю.

Считаю, что настройка комбика – дело гитариста. Это вовсе не значит, что надо отказываться помогать ему в этом интересном и увлекательном занятии, если он сам просит. Но все же основная задача звукорежиссера – точно записать на ленту то, что звучит в акустической комнате.

Это делается, как известно, при помощи микрофонов. Самым популярным, даже ставшим стандартом для записи комбика, является Shure SM57, хотя Sennheiser 421 я люблю не меньше. Микрофоны эти ставятся близко к динамику, и передают очень плотную середину. Чем более резкого звука вы хотите добиться, тем ближе к центру динамика его нужно ставить. Если же нужен более благородный бархатистый звук, смещайте микрофон ближе к краю, но не отодвигайте от комбика. Еще большей глубины и плотности низкой середины можно добиться, поставив в противофазе такой же микрофон сзади (для этого требуется комбик с открытой задней панелью). Хорошо бы в таком случае иметь возможность менять фазу прямо на пульте, смешивая сигналы двух микрофонов, и находя между ними баланс.

Для сольных и мелодических гитарных партий я часто ставлю дополнительно еще один или два микрофона в комнате. Обычно это хорошего качества конденсаторные микрофоны, типа Neumann U87 или U69. Лучше всего иметь их в записи на отдельных дорожках, и подмешивать в общий баланс только на сведении. Если такой возможности нет, подсведите примерную общую картинку, и найдите положение гитары в ней. "Комнатные" микрофоны дают ощущение глубины общему звучанию фонограммы, но не потеряйте в этой глубине саму партию гитары. Еще один факт надо учитывать, имея дело с "комнатными" микрофонами. Они звучат в фонограмме естественно только в том случае, если этот же отзвук есть на других инструментах, например, на барабанах или перкуссии.

Прежде, чем начинать крутить эквалайзер на пульте (что вообще не рекомендую), пройдите в студию и сравните звучание там, с тем, что вы получили на пульте. Если замена микрофонов и изменение их расстановки не помогает, постарайтесь запомнить акустическое звучание и добавьте на комбике то, чего вам не хватает в аппаратной. Если в звуке что-то не так – всегда лучше исправить его еще до пульта. Стоит немного потрудиться и побегать из одного помещения в другое, чтобы добиться хорошего качества.

На вопрос, какой носитель предпочтителен, отвечу – я всегда стараюсь записывать гитары, барабаны и бас только в аналоге, то есть на ленту, которая дает дополнительную плотность и теплоту сигналам. В студии я не раз проводила эксперименты с записью одной и той же партии гитары параллельно и в компьютер, и на ленту. Затем давала послушать гитаристу – и выбор был всегда за аналоговым звучанием. Действительно, записывать дубли в компьютер, а затем их монтировать намного удобнее, чем "с риском для жизни" вписываться в партию, идущую непрерывными шестнадцатыми…

Но на какой риск не пойдешь ради музыки!


Автор: Софья Кругликова


Постоянный адрес статьи: Искусство записи электрогитары

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Наши музыкальные друзья