О китайских гитарах

Один умник сказал, что Восток - он "цифровой", а Запад - "аналоговый". Понимать это следует так, что на Востоке с успехом копируют такие технологии, которые нуждаются не в особой "культуре производства", а в способности к подражанию. И напротив, только на Западе успешно делают товары с высокой "культурной составляющей", хотя они получаются намного дороже, чем "цифровые" товары на Востоке.

Гитары - западный "традиционный" товар, поэтому кавалерийские попытки делать их сильно дешево в Китае поначалу были малоуспешны (вспомнить хотя бы печально знаменитую BARCELONA C-390). До недавнего времени китайские музыкальные продукты были настолько ужасающего качества, что даже несведущим покупателям все делалось понятно. Но китайских гитар становится все больше, и относиться к ним, как к случайному недоразумению уже невозможно.

Китайцы - они как старики Хоттабычи из известного советского триллера. Тот, помнится, по просьбе Вольки сделал мраморный телефон. С виду телефон был как настоящий, очень красивый. Но не работал, поскольку внутри был тоже мраморный. У китайцев свое представление о красоте и стиле. Поэтому когда они пытаются подражать европейцам в производстве товаров сугубо европейского происхождения (таких, как гитары или Санта-Клаусы), это у них получается очень китайским образом.

Прежде всего, гитары из Поднебесной можно разделить на три группы:

1. "Самодельные" гитары из утиль-сырья и жеваной бумаги.

Внутри может быть наклейка с чем угодно. Чаще всего там ничего про Китай не написано, просто что-то вроде "Super Star" или "Metal Bend", хотя иногда иероглифы попадаются. Стоить они могут от 20 до 100$ (в зависимости от отмороженности продавцов). Внешне ЭТО похоже на гитары, даже покрашено и лакировано иногда красиво. Но под (иногда) красивым лаком всегда скрывается сырое, а то и гнилое дерево и пресловутая жеваная бумага. Это означает, что такая гитара может некоторое время прожить под синтетическими струнами, но металлические струны разнесут ее на запчасти с вероятностью 99% независимо от конструкции и внешнего облика. Поначалу у этих гитар трескается пятка грифа, потом гриф начинает крутить пропеллером, деку выпучивает пузырем, словно она из резины, ну и т.д. Мораль: эти гитары покупать НЕ НАДО, даже если они стоят 500 руб. Даже бобровская или самарская гитара предпочтительнее, во всяком случае, жить будет точно дольше, пусть и не так красиво блестит. Производство гитар намного сложнее, чем пошив пуховиков, да и с дешевыми пуховиками у китайцев не всегда получается...

2. Китайские торговые марки.

Среди "самоделок" образовалось несколько марок явно более высокого класса. К примеру, "Star Sun", "Alice". Про Китай там иногда написано, иногда нет. Продукция под этими марками обычно соответствует своей невысокой цене. Покупать эти гитары можно, но осторожно, поскольку брак там регулярно присутствует, хотя и не столь вопиющий, как в вышеописанной категории.

Гитары с китайскими именами в Москве попадаются редко, поскольку импортеры китайских гитар предпочитают ввозить их под своими марками. Но на Дальнем Востоке и в Сибири китайцев больше, как впрочем и праворульных иномарок...

3. Аутсорсинг.

Этим модным словом обозначают производство "на стороне". К примеру, некая русская фирма заказывает в Китае на фабрике гитары - иногда подробно оговаривая свойства продукта, иногда просто просит приклеить свою наклейку на гитары, которые китайская фабрика уже выпускает - для себя или для других заказчиков, не обязательно из России. Разумеется, в большинстве случаев невозможно говорить о "европейском контроле качества". Поэтому качество получается весьма разное. Обнаружить это заказчик сможет, только получив контейнер гитар через полгода после оплаты... Однако постепенно собирается полезный опыт - с какой фабрикой в Китае можно иметь дело, с какой нельзя. А так же - какие модели у китайцев получаются лучше.

Именно таким способом в Москве появляются многочисленные недорогие гитарные бренды. Сказать заранее, насколько хороши гитары под этим брендом, невозможно. Но если марка существует уже не первый год, а продавцы готовы давать нормальную гарантию - значит, покупать это можно. В ряде случаев "аутсорсинговые" гитары производят на тех же фабриках, где делают дешевые модели для известных западных брендов. Например, Martinez делают там же, где делают Fender. Все технологии и материалы одинаковые, отличия только в нюансах дизайна и наклейке.

4. Лицензионное производство.

Реально от гитар предыдущей категории это мало чем отличается. Но если известный бренд считает гитары "своими", это означает, что контроль качества там присутствует. К таким гитарам следует относиться независимо от места их производства и ориентироваться в основном на марку и физиономию продавца. Знаменитый HOHNER все дешевые модели делает в Китае, и PHILL PRO, и ARIA, и YAMAHA. Про Китай там иногда только на коробке написано. Да это и не важно. Качество того же HOHNER HC-06 настолько стабильное, что и испанцам не стыдно было бы. Конечно, в основном в Китае делают именно ДЕШЕВЫЕ модели, но контроль за производством установлен настолько жесткий, что покупать эти гитары можно, даже не очень интересуясь конкретной страной происхождения. Главное - быть уверенным, что продавцы таких гитар предлагают лицензионный товар, а не гитары из первой категории с переклеенными лейблами (такое случается).

В заключение надо добавить, что описанные группы товаров могут иметь не только китайское, но так же любое другое азиатское происхождение (кроме Японии и Кореи, разумеется). Это может быть Тайвань, Индонезия. Для гитар из этих стран справедливо все вышесказанное о Китае.


Постоянный адрес статьи: О китайских гитарах

Разделы сайта

Форум электронной музыки

Наши музыкальные друзья